Информация специалиста Белгидромет Структура  Метеопрогноз  История  Услуги  Интерактивный опрос  Одно окно  English   

Закон Республики Беларусь О гидрометеорологической деятельности

Июль 6, 2010

Настоящий Закон устанавливает правовые основы осуществления гидрометеорологической деятельности и направлен на обеспечение государственных органов, иных организаций и физических лиц фактической и прогнозной гидрометеорологической информацией.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины и понятия и их определения:
• гидрометеорологическая деятельность – деятельность в области метеорологии, гидрологии и смежных с ними областях, направленная на производство гидрометеорологической информации, предоставление указанной информации государственным органам, иным организациям и физическим лицам, а также работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
• гидрометеорологическая информация – первичные гидрометеорологические данные, полученные в результате гидрометеорологических наблюдений, а также фактическая и прогнозная информация, являющаяся результатом обработки и анализа первичных гидрометеорологических данных;
• гидрометеорологическая информация общего назначения — гидрометеорологическая информация, предназначенная для общего пользования и безвозмездно предоставляемая через средства массовой информации или иными общедоступными способами;
• гидрометеорологическая служба – система функционально взаимосвязанных государственных органов, обеспечивающих выполнение комплекса работ в области гидрометеорологической деятельности, а также иных организаций или их структурных подразделений, в том числе обособленных, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность;
• гидрометеорологические наблюдения – инструментальные измерения и визуальные наблюдения за состоянием отдельных компонентов природной среды в целях оценки и прогноза их метеорологических, гидрологических и климатических характеристик и параметров, а также за гидрометеорологическими явлениями;
• гидрометеорологические объекты – посты, станции, центры, в том числе входящие в них пункты гидрометеорологических наблюдений, и иные объекты, предназначенные для осуществления гидрометеорологической деятельности;
• гидрометеорологическое явление – форма проявления процессов, происходящих в атмосфере, на поверхности земли и объектах, находящихся на ней, в поверхностных водах (дождь, снег, град, гололед, иней, туман, роса, метель, пыльная буря, гроза, шквал, смерч, заморозок, засуха, половодье, наводнение, паводок, ледообразование, вскрытие рек и водоемов и т.п.);
• государственная гидрометеорологическая служба – система организационно и функционально объединенных организаций или их структурных подразделений, в том числе обособленных, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность и находящихся в подчинении республиканского органа государственного управления в области гидрометеорологической деятельности;
• государственная сеть гидрометеорологических наблюдений – система взаимосвязанных стационарных и подвижных пунктов гидрометеорологических наблюдений, обеспечивающих получение первичных гидрометеорологических данных и находящихся в подчинении республиканского органа государственного управления в области гидрометеорологической деятельности;
• государственный гидрометеорологический фонд – совокупность документированной гидрометеорологической информации, подлежащей хранению в соответствии с законодательством в целях ее использования;
• государственный климатический кадастр – систематизированный свод данных, основанный на гидрометеорологической информации о совокупности атмосферных условий (температура воздуха, облачность, атмосферное давление, направление и скорость ветра, количество осадков и т.п.), характерных для определенной территории в силу ее географического положения, меняющихся в течение года, варьирующих в определенных границах от года к году, но незначительно меняющихся от одного многолетнего периода к другому;
• опасное гидрометеорологическое явление – гидрометеорологическое явление, которое по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и (или) продолжительности может причинить вред жизни и (или) здоровью граждан, а также имуществу и окружающей среде;
• подвижной пункт гидрометеорологических наблюдений (далее – подвижной пункт наблюдений) – транспортное или иное средство передвижения с установленными на нем приборами и оборудованием, предназначенными для производства гидрометеорологических наблюдений;
• потребители гидрометеорологической информации – государственные органы, иные организации и физические лица;
• производители гидрометеорологической информации – организации или их структурные подразделения, в том числе обособленные, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство гидрометеорологической информации и включенные в Государственный реестр производителей гидрометеорологической информации;
• пункт гидрометеорологических наблюдений (далее – пункт наблюдений) – стационарный или подвижной пункт гидрометеорологических наблюдений;
• работы общегосударственного и международного значения – работы в области гидрометеорологической деятельности общегосударственного и международного масштаба, включая научные исследования, а также имеющие важное значение для безопасности граждан и государства, устойчивого функционирования экономики и социальной сферы;
• работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы — целенаправленное физическое и (или) химическое воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы (предотвращение выпадения града и иное искусственное регулирование осадков, рассеивание туманов, борьба с заморозками и т.п.) в целях их регулирования и (или) уменьшения возможного причинения ими вреда;
• работы специального назначения – работы в области гидрометеорологической деятельности, выполняемые в интересах государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций и физических лиц на основании договоров на оказание услуг в области гидрометеорологической деятельности и не входящие в перечень работ общегосударственного и международного значения;
• сеть гидрометеорологических наблюдений (далее – сеть наблюдений) – система взаимосвязанных стационарных и подвижных пунктов наблюдений, обеспечивающих получение первичных гидрометеорологических данных независимо от их принадлежности и ведомственной подчиненности;
• специализированная гидрометеорологическая информация – целевая гидрометеорологическая информация, получаемая в результате проведения работ специального назначения в области гидрометеорологической деятельности;
• стационарный пункт гидрометеорологических наблюдений (далее – стационарный пункт наблюдений) — специально оборудованное место на земельном участке, водном объекте, в здании, сооружении с установленными на нем приборами и оборудованием, предназначенными для производства гидрометеорологических наблюдений;
• экстренная гидрометеорологическая информация – гидрометеорологическая информация, содержащая сведения об опасных гидрометеорологических явлениях и предоставляемая государственной гидрометеорологической службой в установленном порядке немедленно после ее получения и обработки.

Статья 2. Принципы гидрометеорологической деятельности

Гидрометеорологическая деятельность осуществляется с соблюдением следующих принципов:
• комплексности, системности и непрерывности гидрометеорологических наблюдений;
• единства и сопоставимости измерений и методов производства и регламентации гидрометеорологических наблюдений, расчетов, прогнозов, сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления гидрометеорологической информации;
• координации и интеграции деятельности гидрометеорологической службы Республики Беларусь с деятельностью гидрометеорологических служб других государств;
• полноты, достоверности, доступности и своевременности гидрометеорологической информации;
• предотвращения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также имуществу и окружающей среде.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 3. Виды гидрометеорологической деятельности

Гидрометеорологическая деятельность подразделяется на следующие виды:
• производство гидрометеорологической информации;
• работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
Производство гидрометеорологической информации включает в себя следующие работы и услуги:
• проведение метеорологических, гидрологических и иных гидрометеорологических наблюдений;
• обработку, анализ, хранение и предоставление гидрометеорологической информации ее потребителям, за исключением передаваемой через средства массовой информации и полученной из средств массовой информации и от потребителей гидрометеорологической информации;
• составление гидрометеорологических прогнозов.

Статья 4. Права и обязанности производителей гидрометеорологической информации

Производители гидрометеорологической информации имеют право:
• осуществлять производство гидрометеорологической информации или отдельные работы и услуги, составляющие этот вид гидрометеорологической деятельности, в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;
• получать плату за предоставление гидрометеорологической информации в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства или договором на оказание услуг в области гидрометеорологической деятельности;
• подавать в государственные органы жалобы и заявления, вносить предложения, а также предъявлять в суд иски в связи с нарушением их прав в области гидрометеорологической деятельности;
• выполнять иные действия в области гидрометеорологической деятельности в соответствии с законодательством.
Производители гидрометеорологической информации обязаны:
• соблюдать при производстве гидрометеорологической информации или выполнении отдельных работ и оказании услуг, составляющих этот вид гидрометеорологической деятельности, требования настоящего Закона, иных актов законодательства и международных договоров, действующих для Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности;
• при производстве гидрометеорологических наблюдений методом инструментальных измерений использовать поверенные средства измерений;
• обеспечивать гидрометеорологической информацией потребителей такой информации безвозмездно или за плату в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;
• вести учет произведенных гидрометеорологических наблюдений и представлять отчетность в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области гидрометеорологической деятельности.
Производители гидрометеорологической информации в соответствии с законодательством могут иметь иные права и обязанности в области гидрометеорологической деятельности.

Статья 5. Права потребителей гидрометеорологической информации

Потребители гидрометеорологической информации имеют право:
• получать и использовать гидрометеорологическую информацию в соответствии с законодательством или договором на оказание услуг в области гидрометеорологической деятельности;
• инициировать выполнение работ специального назначения;
• свободно выбирать производителей гидрометеорологической информации;
• требовать подтверждения источников получения гидрометеорологической информации;
• выполнять иные действия в области гидрометеорологической деятельности в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Статья 6. Осуществление государственного управления в области гидрометеорологической деятельности

Государственное управление в области гидрометеорологической деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканский орган государственного управления в области гидрометеорологической деятельности, а также местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные и иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Статья 7. Компетенция Президента Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности

К компетенции Президента Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности относятся:
• определение единой государственной политики;
• определение перечня организаций, уполномоченных выполнять работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, а также определение порядка и условий выполнения этих работ;
• определение порядка обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований гидрометеорологической информацией;
• осуществление иных полномочий в области гидрометеорологической деятельности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законами.

Статья 8. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности

Совет Министров Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности в пределах своей компетенции осуществляет:
• проведение единой государственной политики;
• утверждение Схемы государственной сети гидрометеорологических наблюдений;
• определение порядка установления и обозначения границ охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений, а также требований по их охране и использованию;
• принятие решений о переносе действующих гидрометеорологических объектов государственной гидрометеорологической службы;
• определение порядка ведения Государственного реестра производителей гидрометеорологической информации и выдачи свидетельств о регистрации в нем производителей гидрометеорологической информации;
• определение порядка и условий обеспечения гидрометеорологической информацией гражданской авиации в Республике Беларусь;
• определение состава гидрометеорологической информации общего назначения и экстренной гидрометеорологической информации, а также порядка предоставления государственной гидрометеорологической службой гидрометеорологической информации потребителям такой информации;
• утверждение перечня государственных органов, иных организаций, которым предоставляется гидрометеорологическая информация общего назначения без взимания платы за услуги, связанные с подбором, копированием, тиражированием, пересылкой и (или) передачей по каналам связи такой информации;
• утверждение перечня государственных органов, иных организаций, которым специализированная гидрометеорологическая информация предоставляется безвозмездно;
• определение порядка осуществления государственного контроля в области гидрометеорологической деятельности и перечня должностных лиц, осуществляющих этот контроль;
• определение порядка ведения государственного климатического кадастра, а также состава данных государственного климатического кадастра и порядка предоставления государственным органам, иным организациям и физическим лицам его данных;
• определение состава государственного гидрометеорологического фонда, а также порядка его ведения и использования;
• определение перечня работ общегосударственного и международного значения и обеспечение их выполнения;
• определение порядка предоставления гидрометеорологической информации республиканскому органу государственного управления в области гидрометеорологической деятельности производителями гидрометеорологической информации, не входящими в государственную гидрометеорологическую службу;
• организацию международного сотрудничества;
• иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 9. Компетенция республиканского органа государственного управления в области гидрометеорологической деятельности

Республиканский орган государственного управления в области гидрометеорологической деятельности в пределах своей компетенции осуществляет:
• реализацию мер единой государственной политики, разработку и выполнение государственных программ, планов и мероприятий;
• утверждение и введение в действие технических нормативных правовых актов;
• разработку проекта Схемы государственной сети гидрометеорологических наблюдений;
• формирование государственной гидрометеорологической службы, обеспечение ее функционирования и развития;
• создание государственной сети гидрометеорологических наблюдений и обеспечение ее функционирования;
• организацию и обеспечение осуществления сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления гидрометеорологической информации;
• внесение в местные исполнительные и распорядительные органы представлений об установлении охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений и об установлении в соответствии с законодательством требований по их охране и использованию;
• обеспечение соблюдения в охранных зонах вокруг стационарных пунктов наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений установленного правового режима их охраны и использования;
• ведение Государственного реестра производителей гидрометеорологической информации и выдача свидетельств о регистрации в нем производителей гидрометеорологической информации;
• взаимодействие с Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения единства измерений;
• организацию выполнения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
• государственный контроль в области гидрометеорологической деятельности;
• контроль за состоянием и применением средств измерений, а также за соблюдением требований технических нормативных правовых актов в области гидрометеорологической деятельности;
• обеспечение единства и сопоставимости измерений и методов производства и регламентации гидрометеорологических наблюдений, расчетов, прогнозов, сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления гидрометеорологической информации;
• ведение государственного климатического кадастра;
• ведение государственного гидрометеорологического фонда;
• установление порядка ведения учета и представления отчетности в области гидрометеорологической деятельности;
• установление порядка заключения юридическими лицами, входящими в государственную гидрометеорологическую службу, договоров на оказание услуг в области гидрометеорологической деятельности;
• организацию и координацию осуществления научных исследований в области гидрометеорологической деятельности;
• определение по согласованию с заинтересованными государственными органами перечней характеристик и параметров, по которым производятся гидрометеорологические наблюдения;
• международное сотрудничество;
• иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области гидрометеорологической деятельности

Местные Советы депутатов в области гидрометеорологической деятельности в пределах своей компетенции осуществляют:
• утверждение местных программ по выполнению работ специального назначения в интересах соответствующих административно-территориальных единиц;
• утверждение объемов средств местных бюджетов, направляемых на выполнение местных программ, планов и мероприятий по выполнению работ специального назначения в интересах соответствующих административно-территориальных единиц, а также на развитие материально-технической базы организаций государственной гидрометеорологической службы или их структурных подразделений, в том числе обособленных, привлекаемых к выполнению указанных программ, планов и мероприятий;
• иные полномочия в соответствии с законодательством.
Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции осуществляют:
• разработку проектов местных программ, разработку и утверждение планов и мероприятий по выполнению работ специального назначения в интересах соответствующих административно-территориальных единиц;
• обеспечение финансирования местных программ, планов и мероприятий по выполнению работ специального назначения в интересах соответствующих административно-территориальных единиц, а также участие в финансировании развития материально-технической базы организаций государственной гидрометеорологической службы или их структурных подразделений, в том числе обособленных, привлекаемых к выполнению указанных программ, планов и мероприятий;
• формирование предложений об участии подведомственных им организаций в выполнении работ специального назначения;
• принятие решений по представлениям республиканского органа государственного управления в области гидрометеорологической деятельности об установлении охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдения государственной сети гидрометеорологических наблюдений и об установлении требований по их охране и использованию;
• иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Государственный контроль в области гидрометеорологической деятельности, права должностных лиц, осуществляющих этот контроль

Государственный контроль в области гидрометеорологической деятельности включает в себя контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в этой области.
Государственный контроль в области гидрометеорологической деятельности осуществляется республиканским органом государственного управления в области гидрометеорологической деятельности в пределах его компетенции.
Порядок осуществления государственного контроля в области гидрометеорологической деятельности и перечень должностных лиц, осуществляющих такой контроль, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области гидрометеорологической деятельности, в пределах своей компетенции имеют право:
• беспрепятственно посещать гидрометеорологические объекты и знакомиться с документами, относящимися к гидрометеорологической деятельности;
• получать объяснения по фактам нарушения нормативных правовых актов и (или) технических нормативных правовых актов в области гидрометеорологической деятельности;
• составлять акты по результатам проверок соблюдения нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области гидрометеорологической деятельности, выдавать обязательные для выполнения предписания по устранению нарушений;
• ограничивать или приостанавливать гидрометеорологическую деятельность, отдельные ее виды либо осуществление отдельных работ и услуг, составляющих производство гидрометеорологической информации, в случаях нарушений производителями гидрометеорологической информации законодательства в области гидрометеорологической деятельности до устранения выявленных нарушений, а также вносить предложения в республиканский орган государственного управления в области гидрометеорологической деятельности об исключении этих производителей гидрометеорологической информации из Государственного реестра производителей гидрометеорологической информации;
• направлять в установленном законодательством порядке материалы о проведенных проверках, другие документы в соответствующие государственные органы для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, нарушивших нормативные правовые акты и (или) технические нормативные правовые акты в области гидрометеорологической деятельности;
• осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области гидрометеорологической деятельности, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу этого органа) и (или) в суд в порядке, установленном законодательством.

Статья 12. Финансирование деятельности государственной гидрометеорологической службы

Финансирование деятельности государственной гидрометеорологической службы осуществляется за счет:
• средств республиканского и местных бюджетов;
• платежей потребителей гидрометеорологической информации;
• иных источников в соответствии с законодательством.
Деятельность государственной гидрометеорологической службы, связанная с выполнением работ общегосударственного и международного значения, финансируется из средств республиканского бюджета.
Деятельность государственной гидрометеорологической службы, связанная с выполнением работ специального назначения в интересах местных исполнительных и распорядительных органов, финансируется из средств местных бюджетов, а в интересах организаций и граждан – за счет их средств.
Объемы средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на финансирование гидрометеорологической деятельности, определяются в соответствии с бюджетным законодательством.
Работы в области гидрометеорологической деятельности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций финансируются за счет республиканского и местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 13. Правовые основания осуществления гидрометеорологической деятельности

Организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять гидрометеорологическую деятельность, отдельные ее виды либо отдельные работы и услуги, составляющие производство гидрометеорологической информации, если в учредительных документах организаций или свидетельствах о регистрации индивидуальных предпринимателей указаны гидрометеорологическая деятельность, отдельные ее виды либо отдельные работы и услуги, составляющие производство гидрометеорологической информации.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство гидрометеорологической информации или отдельные работы и услуги, ее составляющие, должны быть зарегистрированы в Государственном реестре производителей гидрометеорологической информации.
Подразделения Вооруженных Сил Республики Беларусь, осуществляющие производство гидрометеорологической информации, не подлежат регистрации в Государственном реестре производителей гидрометеорологической информации.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Государственном реестре производителей гидрометеорологической информации, выдаются свидетельства об их регистрации.
Ведение Государственного реестра производителей гидрометеорологической информации и выдача свидетельств о регистрации в нем производителей гидрометеорологической информации осуществляются республиканским органом государственного управления в области гидрометеорологической деятельности в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 14. Виды и производство гидрометеорологических наблюдений

Гидрометеорологические наблюдения подразделяются на следующие виды:
• метеорологические наблюдения (приземные метеорологические, актинометрические, теплобалансовые, агрометеорологические, авиационные метеорологические, метеорологические радиолокационные и аэрологические);
• гидрологические наблюдения;
• иные виды гидрометеорологических наблюдений, предусмотренные законодательными актами.
Гидрометеорологические наблюдения производятся по характеристикам и параметрам, перечни которых определяются республиканским органом государственного управления в области гидрометеорологической деятельности по согласованию с заинтересованными государственными органами.
Гидрометеорологические наблюдения, которые должны производиться государственной гидрометеорологической службой в обязательном порядке, осуществляются в соответствии с перечнем работ общегосударственного и международного значения, определяемым Советом Министров Республики Беларусь.
Гидрометеорологические наблюдения могут производиться также в условиях чрезвычайных ситуаций и в целях военной безопасности государства в соответствии с законодательством.

Статья 15. Метеорологические наблюдения

Метеорологические наблюдения производятся гидрометеорологической службой в целях определения состояния и развития естественных метеорологических явлений и процессов в атмосфере при их взаимодействии с другими компонентами природной среды, в том числе в целях определения климатических характеристик.
Приземные метеорологические наблюдения производятся гидрометеорологической службой в целях получения метеорологических данных в приземном слое атмосферы.
Актинометрические и теплобалансовые наблюдения производятся гидрометеорологической службой для получения данных о составляющих радиационного баланса, фотосинтетически активной радиации и определения прозрачности атмосферы.
Агрометеорологические наблюдения производятся гидрометеорологической службой для изучения влияния метеорологических условий на развитие сельскохозяйственных культур и формирование урожая.
Авиационные метеорологические наблюдения, метеорологические радиолокационные наблюдения и аэрологические наблюдения производятся гидрометеорологической службой в целях обеспечения гидрометеорологической информацией гражданской и государственной авиации, а также Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Статья 16. Гидрологические наблюдения

Гидрологические наблюдения производятся гидрометеорологической службой в целях сбора данных о состоянии рек, озер, водохранилищ, каналов, иных поверхностных водных объектов и болот, необходимых для:
• обеспечения потребителей гидрометеорологической информации сведениями об изменениях гидрологического режима поверхностных водных объектов;
• ведения государственного учета и мониторинга поверхностных вод;
• ведения государственного водного кадастра;
• расчета водных ресурсов и составления водохозяйственных балансов;
• изучения пространственно-временных закономерностей гидрологического режима поверхностных водных объектов;
• оценки влияния хозяйственной и иной деятельности на режим поверхностных водных объектов и водные ресурсы.

Статья 17. Средства измерений, используемые для производства гидрометеорологических наблюдений

Средства измерений, используемые для производства гидрометеорологических наблюдений, подлежат государственным испытаниям и (или) метрологической аттестации, поверке в процессе их эксплуатации в порядке и сроки, установленные Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.

Статья 18. Гидрометеорологическая деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий

Гидрометеорологическая деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (в том числе при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) осуществляется в целях обеспечения функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Гидрометеорологическая деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий осуществляется в соответствии с настоящим Законом, законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также иными актами законодательства.

Статья 19. Размещение стационарных пунктов наблюдений. Перенос гидрометеорологических объектов

Размещение стационарных пунктов наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений осуществляется на основании Схемы государственной сети гидрометеорологических наблюдений, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь, в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, об охране и использовании вод и иным законодательством.
Перенос действующих гидрометеорологических объектов государственной гидрометеорологической службы производится за счет лиц, инициирующих такой перенос, с учетом Схемы государственной сети гидрометеорологических наблюдений и требований технических нормативных правовых актов в области гидрометеорологической деятельности.

Статья 20. Охранные зоны вокруг стационарных пунктов наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений

В целях обеспечения достоверности данных гидрометеорологических наблюдений решениями местных исполнительных и распорядительных органов, принятыми по представлениям республиканского органа государственного управления в области гидрометеорологической деятельности, вокруг стационарных пунктов наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений устанавливаются охранные зоны.
Порядок установления и обозначения границ охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений, а также требования по их охране и использованию определяются Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 5. ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Статья 21. Предоставление гидрометеорологической информации гидрометеорологической службой

Гидрометеорологическая информация, предоставляемая государственной гидрометеорологической службой, подразделяется на гидрометеорологическую информацию общего назначения, экстренную гидрометеорологическую информацию и специализированную гидрометеорологическую информацию.
Состав гидрометеорологической информации общего назначения и экстренной гидрометеорологической информации, а также порядок предоставления государственной гидрометеорологической службой гидрометеорологической информации потребителям такой информации устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Гидрометеорологическая информация предоставляется потребителям такой информации в текстовом, табличном и (или) графическом виде по сетям электрической, электронной и (или) почтовой связи, а также через средства массовой информации.
Производители гидрометеорологической информации, не входящие в государственную гидрометеорологическую службу, бесплатно предоставляют гидрометеорологическую информацию республиканскому органу государственного управления в области гидрометеорологической деятельности в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, а иным пользователям гидрометеорологической информации — на основании договоров на оказание услуг в области гидрометеорологической деятельности.

Статья 22. Условия предоставления гидрометеорологической информации государственной гидрометеорологической службой

Гидрометеорологическая информация предоставляется государственной гидрометеорологической службой потребителям такой информации в соответствии с законодательством безвозмездно или за плату.
Экстренная гидрометеорологическая информация предоставляется безвозмездно.
При предоставлении гидрометеорологической информации общего назначения с потребителей такой информации взимается плата только за услуги, связанные с подбором, копированием, тиражированием, пересылкой и (или) передачей по каналам связи такой информации. С государственных органов, иных организаций, включенных в перечень государственных органов, иных организаций, которым предоставляется гидрометеорологическая информация общего назначения без взимания платы за услуги, связанные с подбором, копированием, тиражированием, пересылкой и (или) передачей по каналам связи такой информации, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, плата не взимается.
Специализированная гидрометеорологическая информация государственной гидрометеорологической службой предоставляется за плату на основании договоров на оказание услуг в области гидрометеорологической деятельности, за исключением государственных органов, иных организаций, включенных в перечень государственных органов, иных организаций, которым специализированная гидрометеорологическая информация предоставляется безвозмездно.

Статья 23. Ведение государственного климатического кадастра

Для обеспечения государственных органов, иных организаций и физических лиц данными о климате ведется государственный климатический кадастр.
Ведение государственного климатического кадастра осуществляется республиканским органом государственного управления в области гидрометеорологической деятельности в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Состав данных государственного климатического кадастра и порядок предоставления государственным органам, иным организациям и физическим лицам данных государственного климатического кадастра определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 24. Государственный гидрометеорологический фонд

В целях систематизации, хранения и использования гидрометеорологической информации республиканским органом государственного управления в области гидрометеорологической деятельности ведется государственный гидрометеорологический фонд.
Состав государственного гидрометеорологического фонда, а также порядок его ведения и использования определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 25. Обеспечение гидрометеорологической информацией гражданской авиации в Республике Беларусь

Государственная гидрометеорологическая служба обеспечивает гражданскую авиацию в Республике Беларусь гидрометеорологической информацией в целях содействия безопасности, регулярности и эффективности полетов воздушных судов гражданской авиации в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства и международными договорами, действующими для Республики Беларусь.

Статья 26. Обеспечение гидрометеорологической информацией Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований

Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования имеют право безвозмездно получать необходимую гидрометеорологическую информацию от республиканского органа государственного управления в области гидрометеорологической деятельности, а в период чрезвычайного и (или) военного положения — также и от иных производителей гидрометеорологической информации.
Порядок обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований гидрометеорологической информацией определяется Президентом Республики Беларусь.

ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 27. Международное сотрудничество в области гидрометеорологической деятельности

Международное сотрудничество в области гидрометеорологической деятельности и обмен гидрометеорологической информацией с гидрометеорологическими службами других государств осуществляются на основе международных договоров, действующих для Республики Беларусь.
Республиканский орган государственного управления в области гидрометеорологической деятельности представляет Республику Беларусь по вопросам гидрометеорологической деятельности при взаимодействии с международными организациями и гидрометеорологическими службами других государств, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Статья 28. Международные договоры

Если международными договорами в области гидрометеорологической деятельности, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.

ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через год после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 30, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Статья 30. Приведение нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в течение одного года после официального опубликования настоящего Закона:
• подготовить и внести в установленном порядке предложения о приведении законодательных актов в соответствие с настоящим Законом и об установлении ответственности за нарушения законодательства в области гидрометеорологической деятельности;
• привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
• обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
• принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 31. Признание утратившим силу Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 года «О гидрометеорологической деятельности»

Признать утратившим силу Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 года «О гидрометеорологической деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 37, 2/31) со дня вступления в силу настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко