Информация специалиста Белгидромет Структура  Метеопрогноз  История  Услуги  Интерактивный опрос  Одно окно  English   

Шестая министерская конференция по окружающей среде и охране здоровья

Июнь 22, 2017

В период с 13 по 15 июня в г. Острава (Чешская Республика) состоялась Шестая министерская конференция по окружающей среде и охране здоровья, которая стала важной вехой для Европейского процесса «Окружающая среда и здоровье».

1

Европейский процесс «Окружающая среда и здоровье» – это международная платформа для выработки политики, которая, начиная с 1989 года, объединяет Министров здравоохранения и окружающей среды из 53 государств-членов, одним из которых является Республика Беларусь, в Европейском регионе ВОЗ для решения задач в области охраны окружающей среды и здоровья. ВОЗ и Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) совместно осуществляют руководство данным процессом. Начиная с 2004 года процесс «Окружающая среда и здоровье» дает возможность молодым людям участвовать в работе, направленной на защиту их будущего здоровья. В 2014 году стороны процесса поддержали создание Европейской молодежной коалиции по окружающей среде и здоровью (EEHYC) – новой международной неправительственной организации, которая дает молодым людям возможность высказывать свое мнение, содействует пониманию ими связей между вопросами окружающей среды и охраны здоровья и отстаивает право молодежи на участие в процессах принятия решений в этих областях.

Республику Беларусь на конференции представляли Мацевило Анна Леонидовна, начальник отдела информации и полиграфии службы международного сотрудничества, информации и полиграфии государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» Минприроды и Дроздова Елена Валентиновна, заведующий лабораторией факторов среды обитания и технологий анализа рисков здоровью республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены».

2

Участники конференции в течение трех дней обсуждали главные детерминанты нездоровья, такие как ненадлежащие услуги водоснабжения и санитарии, вредные химические вещества, отходы, загрязненные территории, загрязнение воздуха и изменение климата. Обсуждали экологические факторы риска для здоровья людей,  воздействия которых можно было бы избежать или которые могли бы быть устранены. Проанализировали прогресс, достигнутый в области охраны окружающей среды и здоровья в Европейском регионе ВОЗ, а также обязали регион принять дальнейшие меры, что привело к подписанию Остравской декларации.

3,

Декларация является результатом длительного и сложного процесса консультаций, опираясь на многолетнее межсекторальное сотрудничество. В ней определены семь основных областей деятельности:

улучшение качества воздуха внутри и вне помещений как одного из наиболее значимых экологических факторов риска для всего населения путем принятия мер, направленных на выполнение норм, указанных в постоянно совершенствуемом руководстве ВОЗ по качеству воздуха;

обеспечение всеобщего, справедливого и устойчивого доступа к питьевой воде и санитарно-гигиеническим услугам повсеместно и для всех, а также поощрение интегрированного управления водными ресурсами и повторного использования безопасно очищенных сточных вод, при необходимости;

сведения к минимуму негативного воздействия химических веществ на здоровье людей и окружающую среду: замена опасных химических веществ более безопасными, в том числе нехимическими – альтернативными, снижение воздействия на уязвимые группы населения опасных химических веществ, в особенности на ранних стадиях развития человека; расширения потенциала для проведения оценки риска и исследований с целью более глубокого понимания проблемы  воздействия химических веществ на человека и связанного с этим бременем болезней; при необходимости применение подходов, основанных на принципах предосторожности;

предотвращение и устранение негативных последствий для экологии и здоровья людей, а также затрат и неравенств, связанных с процессом удаления отходов и наличием загрязненных территорий, путем планомерной ликвидации неконтролируемого и незаконного удаления отходов, а также путем разумной утилизации отходов и решения проблемы загрязненных территорий в контексте перехода к экономике замкнутого цикла;

повышение адаптивной способности и устойчивости к рискам для здоровья, связанным с изменением климата, а также поддержка мер по смягчению последствий изменения климата и получению дополнительных преимуществ для здоровья в соответствии с  Парижским соглашением;

поддержка усилий европейских городов и регионов, направленных на то, чтобы улучшить здоровье их жителей и стать более инклюзивными, безопасными, жизнестойкими и устойчивыми посредством применения интегрированного, разумного и нацеленного на укрепление здоровья, подхода  к городскому и территориальному планированию, управлению мобильностью, осуществления эффективных и согласованных мер политики на всех уровнях руководства, укрепления механизмов подотчетности и обмена опытом и передовыми методами работы в соответствии с совместным ведением, изложенным в Новой повестке дня в области городского развития;

создания экологически устойчивых систем здравоохранения и снижение их негативного воздействия на окружающую среду при помощи таких мер, как обеспечение эффективности использования энергии и ресурсов, рациональное регулирование медицинских препаратов и химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла и снижение уровня загрязнения за счет безопасной утилизации отходов и сточных вод без ущерба для стоящих перед службами здравоохранения задач в области обеспечения санитарии.

4

Стратегической целью государственной политики в области охраны окружающей среды в соответствии с Конституцией Республики Беларусь является достижение более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь.

Политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды за последние 20 лет позволила уменьшить негативное воздействие хозяйственной деятельности на целостность экологических систем, а также обеспечить улучшение экологической ситуации в стране, повысить эффективность использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов в интересах экономического роста и улучшения условий жизни населения.

Благодаря совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды, реализации целого ряда государственных и отраслевых программ эффективность природоохранных мер значительно повысилась, что обеспечило положительные тенденции в состоянии окружающей среды по контролируемым параметрам загрязнения, а также позволило активизировать использование природных ресурсов.

В мировом рейтинге по индексу экологической эффективности Республика Беларусь улучшила свои позиции и поднялась с 73-го места в 2005 году на 32-е место в 2014 году.

Степень защищенности населения и окружающей среды от техногенных и природных воздействий в целом может быть определена как приемлемая для нынешнего этапа социально-экономического развития. Данные, полученные в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, также позволяют оценивать ситуацию в природоохранной сфере как достаточно стабильную.